Структурная социология русского общества (тезисы и видео)
20.07.2009
Цепочку
феодальный строй – буржуазный строй – (социалистический строй) следует
располагать не как историческую, а как логическую последовательность, как
совокупность некскольких «les paliers en profondeur» (Гурвича).
В русской
истории не было рабовладельческого государства, как не было буржуазного сроя
(но только его элементы) и феодального строя (тоже только элементы). Это дает
нам синхроническую молель русских пластов.
Русский
мифос (Большой Русский Человек без головы) и русский логос (голова Большого
Русского Человека), сответствия души, воли и сознания 4 нижним пластам,
локализация Русского Логоса в традиционном Государстве (полнее всего Московское
царство, Третий Рим, Иван IV).
Выше
этих уровней появляются новые занесенные с Запада субъекты. Вестернизация
раскалывает общество на аристократию (западническую) и массы (от Петра и до
1917). Далее марксизм приносит с собой классовую субъектность (социализм).
Далее появляется русский маленький человек напрямую – «демократы», «либералы»,
современная молодежь.
Волотомон
Волотомонович – «Великан Великанович». Кто это? Это русский Homo Maximus. Он
великан – потому что диурн. Он невидим – потому что сакрален. Это русский народ
в его структурном измерении. Иногда он
описывается как царь-Владимир, иногда как отдельный богатырь. В
иранско-исламском эзотеризме ишраки ему соответствует «пурпурный архангел».
Часть 1. Суть метода
структурной социологии и синхронизм
1.1 Синхронизм
Время
– позднее европейское изобретение. Отсутствие времени более общая модель бытия,
чем его наличие.
Структурная
социология основана на синхронизме.
Это
значит, что выделяемые историей пласты и формации следует брать симультанно,
одновременно.
1.2 Классическая
периодизация истории
Цепочку
феодальный строй – буржуазный строй – (социалистический строй) следует
располагать не как историческую, а как логическую последовательность, как
совокупность некскольких «les paliers en profondeur» (Гурвича).
Схема 1. Формации как
синхронные пласты, соприсутсвующие номинально на разных диахронических периодах
(применимо в полной мере только к европейской истории)
На
этой схеме видны соответствия между эпохами Премодерна и Модерна, а также
архаикой. В синхронической модели эти слои сосуществуют в психике и различных
этажах социума.
Часть 2. Русские уровни
2.1 Применяем к России
Эта
синхроническая схема применительно к России требует уточнений. В русской
истории не было рабовладельческого государства, как не было буржуазного сроя
(но только его элементы) и феодального строя (тоже только элементы). Это дает
нам синхроническую молель русских пластов.
Соответствия Премодерну и Модерну показывет, что
с точки зрения формаций, модернизация в полном смысле слова соответствует лишь
социалистическому периоду и лишь частично капиталистическим досовестким
элементам.
Схема 2. Формации в русском
обществе
2.2 Уточненная версия
В классическую
схему формаций русская история и русские пласты не укладываются. Но наличие
государства, социалистичсекого периода и последующего за ним трудно
классифицируемого ппериода (постсоциализм) требует учета на уровне
историко-синхронической схемы. Еще более точная картина такова.
Эта
картина соотносит различные стадии с топикой, обоснованной в моей Структурной
Социологии: дробь логос/мифос, чему в социальном контексте России соответствует
нерусский логос/русский мофос. Это дает явление археомодерна, о чем говорилось
в общем курсе Структурной Социологии.
Кроме
того важно обратить внимание на следующие введенные пласты, не имеющие прямых
аналогов теории формаций: это
• героизм (В.Я.Пропп соотносит этот период в русской истории с распадом родовых общин, что, по его мнению, предшествует образованию Государства),
• образование Государства и
• период модернизации(вестернизации-секуляризации) Государства (от раскола XVII века до 1917).
Схема 3 русских
пластов с добавлением трех уровней.
Не
обязательно эти уровни встречаются в социальной истории других народов. В
русском обещстве отсутствуют те формации, которые наличествуют в европейской
истории. У других народов модет наличествовать еще что-то и отсутствовать то,
что есть в русской истории. Эта социологическая реконструкция эмпирична.
2.3 Соответствия культурным
формам
Эти пласты соотвествуют разным текстам и разным
дискурсивным нарративам, которые присутствуют в культуре. Как текстовые
доминанты они сменяют друга (диахроника), как психические пласты они
сосуществуют на всех уровнях. Сказки есть и сейчас. Аналоги СМС-сообщений были
в демоническом опыте бесовселения и колдовских пришептываниях в архаике.
Схема 4 русских
пластов с сответствиями доминантной текстовой культуры
Кроме
того, В.Я.Пропп почеркивает, что внутри сказок можно различить два пласта
до-неолитической революции и после.
Неолитическая
революция переход от охоты и собирательства к возделыванию земли и
скотоводству. Этот момент принципиален: в нем меняется отношение «другому».
Другое – зверь (растение, дух) – становится врагом.
2.4 Структура русской
инициации.
Инициация
в русских текстах имеет три диахронисеки-синхроничсеких уровня:
Обмен
(помощник, гармония, охота, звери, зооморфизм – донеолитический пласт) –
конфликт (начало проблематизации инициации, превращение помощника/хозяина в
противика – после неолоита) – война (чистое богатырство эпоса, неснимаеый
дуализм, вплоть до мотивов богоборчества).
Эволюция
образа змея (Кощея, дракона) от помощника и родственника (по Юдину-Фроянову
змей в архаике символизирует род) через
противника (свой чужой, свояк, символ рода невесты, свойства) к противнику
(воинская инициация богатырского противстояния чистой смерти).
2.5 Богатырство
Тема
богатырского эпоса чрезвычайно слабо изучена а это важнейший пласт нашей
культуры, одно из фундаментальнейших писмен русской психики. Здесь ключ к
русскому героизму (прямые параллеи с эпосом других народов – Нарты, Нибелунги,
олонхое якутов, Гесер тибетцев и т.д.).
Отметим
сюжеты:
·
Богатыри и камни
·
Богатыри и государство
·
Князь Владимир и король Артур.
·
Оппозиции Владимир/богатыри.
·
Конец богатырей и богоборчество (попытка штурма неба), аномия.
·
Нартовский эпос – Нибелунги – богатыри.
Часть 3. Homo maximus rossicus.
Струкутрная антропология русского человека
3.1 Понятие Homo maximus.
В антропологии
выделяем три фундаментальных уровня.
Большой
Человек – вечен, конечен, смертен, двойственен. Архетип.
Огромен.
Невидим. Do Kamo.
Это Адам Кадмон каббалы. Инсан уль камил
исламского эзотеризма, «совершенный муж китайской традиции. См. Генон «Человек
и его становление согласно Веданте», его же «Великая триада» и Корбен «Световой
счелвек в иранском исламе». У меня об этом в антропологических разделах «Философии
традиционализма», «Постфилософии», «Социологии Воображения», «Философии
политики».
Большой
Человек бывает с головой (логос) и без (чистый мифос)
3.2
Человеческое слишком человеческое (menschliche
allzu menschliche).
Homo Medius.
Этот
уровень периферии Большого Человека. Человеческое слишком человеческое
временно, бесконечно, бессмертно и двойственно. Оно бессмертно и бесконечно,
так как является не целым, а частью Большого Человека и не решает напрямую
проблемы конечности и смертности, передоверямую архетипу.
Его
спасет банальность.
3.3 Индивидуальное. Homo minimus.
Homo
minimus. Обратная пародия на Большого человека. Приписывание части себе свойств
целого. Тень по Юнгу.
Маленький человек временен, конечен, смертен и
бессмысленен.
Маленького
человека ничто не спасет.
3.4 Общая схема
антропологических срезов
Схема 5. Антропологические срезы
Большой
человек в центре.
Средний
человек на периферии, но слит с ней, он распылвчат, о скорее дуга, чем точка,
он сдает свою манифестацию косвенно Большому Человеку. Так он спасается от
смерти. Он скромен. Если средний человек захочет стать героем или святым, он
идет внутрь круга и принимает на себя все больше свойств Большого Человека. Это
путь духа.
Малый
человек амбициозно выделяет себя из средних людей. О считает, что все свойства
Большого Человека есть у него самого. Во временности он тщится решить пробелму
конечности вечного. Это ошибка. Маленький человек вылетает из периферии
человеческого во внешние сумерки. Там его ждет ничто.
3.5 Большой Человек народный
субъект – сам народ.
Большой
человек у русских – народ. Он же миф. В
других культурах локализация Большого Человека может быть иной. У нас так.
3.6 Народ с головой и без
Народ
может быть ацефалическим (этнос) и цефалическим (народ). Возможно фамилии «Безверхий»
и наоборот «Голованов», «Головачев» и т.д. с этим связаны.
Об этом подробно в курсе Структурной Социологии,
в разделе про социологию этноса.
Индивидуум (погрешность),
инверсия Большого человека
(homo minimus)
Сводная схема 6 трех антропологических срезов у
русских
3.7 Соответствия социологических
пластов и антропологических срезов в русском обществе
Схема
иллюстрирует как Большой Русский Человек (Homo Maximus Rossicus) вписан в
синхроническую (диахроническую) структуру русской социальности.
Схема 7. Суперпозиция
пластов социума и антропологических срезов в России
Русский
мифос (Большой Русский Человек без головы) и русский логос (голова Большого
Русского Человека), сответствия души, воли и сознания 4 нижним пластам,
локализация Русского Логоса в традиционном Государстве (полнее всего Московское
царство, Третий Рим, Иван IV).
До
уровня Государство/Империя/Миссия пребывает Большой Русский Человек – ниже его
душа и воля (без головы) в самом Государстве (Москва-Третий Рим) – его
сознание. На этих уровнях он субъект.
Выше
этих уровней появляются новые занесенные с Запада субъекты. Вестернизация
раскалывает общество на аристократию (западническую) и массы ( от Петра и до
1917). Далее марксизм приносит с собой классовую субъектность (социализм).
Далее появляется русский маленький человек напрямую – «демократы», «либералы»,
современная молодежь.
3.7 Еще соответствия: что
имеем сейчас?
В современной России на уровне официального
политического дискурса некоторые пласты делигитимизированы откровенно, а
некоторые (низшие) существуют сами по себе.
Схема 8.
Легитимация/делигитимация русских пластов в современной России
Зачеркнутые
позиции показывают в чем ущербность современного русского социума и русского
человека, и в каких областях леит ключ к спасению и излечению. Вот наиболее
емкая и адекватная формула русской национальной идеи насегодня – восстановить и релегитимизировать
зачеркнутое.
Часть 4. Русский большой
человек и режимы бессознательного.
4.1
Режимы бессознательного
Схема 9. Карта русских
пластов и антропологических срезов в оптике режимов бессознательного
Здесь
надо обратить внимание, что к нам проникает не только западный логос, но и
фрагменты западного мифоса (отмечены кривой справа).
Далее
наш собственный логос (русский логос) поднимается из глубин русского диурна,
достигает уровня модернизации и падает вниз. Ему не удается пробить бетонную
плиту западничества. Проблема раскола XVII века и реформы Петра актуальны
сегодня, без их альтернативного (тому которое было ранее) решения, русские
будут в ловушке и нами будут править носители нерусского дискурса. Это значит,
археомодерн, оккупация и болезнь.
Русский
мифос (ноктюрн) проникает на верхние пласты и сегодня (кривая линия слева).
Русский
диурн вообще крепоко заперт в подвалах дворца князя Владимира как Илия Муромец.
Часть 5. Как структуралистски читать русский фолклор?
5.2 Схема таблица
структурного анализа стиха (по модели Леви-Стросса)
См.
приложение 1.
5.3 Волот и Большой Русский
Человек
Фигура
Волотомона Волотомоновича в Голубиной Книге это собирательный образ Большого
Русского Человека. Это же русский диурн. Это центральная фигура русской
социальной антропологии.
Поэтому
он задает вопросы от имени всех царю Давыду.
Волотомон
Волотомонович – «Великан Великанович». Кто это? Это русский Homo Maximus. Он
великан – потому что диурн. Он невидим – потому что сакрален. Это русский народ
в его структурном измерении. Иногда он
описывается как царь-Владимир, иногда как отдельный богатырь. В
иранско-исламском эзотеризме ишраки ему соответствует «пурпурный архангел».
5.4 Пояснения к фигуре Волота.
Волот (Ведёт) — великан-богатырь.
Волоты, по
поверьям, — некогда населявшие землю гиганты- богатыри. Волотками могут
называть курганы, которые считаются могилами древних исполинов и богатырей,
«первонасельников и первопредков»: «Сии страшилища были великаны <...> то
же, что у греков гиганты», — писал в конце XVIII в М. Чулков. По сообщению Ф.
Буслаева, велеты или волоты, чудаки —
< первобытные жители Сибири, от которых будто бы остались курганы» (Ирк.)
<Буслаев, 1861>. М. Н. Макаров отмечает, что останками древних
богатырей, «костьми богатырскими» иногда почитались ископаемые кости мамонтов:
«В округе Переславля-Залесского один помещик употреблял плоскую Мамонтову
кость вместо печной заслонки, добрые люди звали эту кость ребром Добрыни
Никитича» < Макаров, 1838>.
В. Даль так характеризует связанные с
волотами поверья: волот — «гигант, великан, могучан, магыт, могут, вёлетень
(Юг), богатырь, человек необычайного роста, а иногда и силы. В волотах
сказочных, в богатырях, сила соединяется с ростом и дородством: остатки их
народ видит в костях допотопных животных, а в Сибири говорит, что целый народ
ВОЛОТОВ заживо ушел в землю» <Даль, 1880>.
Хотя само название «волот» отмечено не
повсеместно, образ исполина-богатыря — один из самых популярных в крестьянских
поверьях и рассказах. В Орловщине «о первобытных людях сохранилось предание,
что они были несравненно сильнее, долговечнее и больше ростом, чем теперешние. Отсюда
такая приговорка: „Встарь люди были божики, а мы люди тужики, а познейские
будут люди пыжики (карлики): двенадцать человек соломинку поднимать, так, как
прежние люди поднимали такие деревья, что нонешним и ста человекам не поднять"»
<Трунов, 1869>. Переславль «имеет предание о каком-то Васе Переславце,
на которого если кто взглядывал, то никакая шапка не удерживалась на
голове: так этот Вася был высок ростом. В Тульской губернии подобный же богатырь вырывал под засеками столетние
дубы с корнем и проч.» < Макаров,
1838>. Архангельские крестьяне полагали,
что богатыри — «люди очень рослые и обладающие такой силой, что толпа
обыкновенных людей на одного из них ничего не значит» (Еруслан Лазаревич
взмахом метлы убивал целые тысячи войска). «Верование в таковых людей поддерживается и распространяется в народе
посредством картин суздальской работы, которые можно найти в каждом
крестьянском доме подле изображения святых. Случалось видать, во время хождения
по крестьянским домам с крестом и святою водою, что к изображению Еруслана
Лазаревича, прибитого близ святых икон,
поставлена зажженная вос-ковая свеча» <Ефименко, 1877>.
5.5 Значение Голубиной книги
для русского социума
Что
такое Голубиная Книга? Это сакральный логос. Мы видим здесь как русский ацефал
превращается в русского цефала. Происходит упорядочивание мифа, структуризация
социума (иерархия) и мира. Иерархия и таксономия общая.
Индрик
и лев. Единорог – лунное начало, лев – золото – мужское и солнечное. Возможно,
речь идет о коллизии режимов и победе диурна над ноктюрном. Индрик противоречив
в Японии и Китае он логос. Возможно, это связано с преобладанием там
ноктюрна.
Часть 6. Как все это
аффектирует изучение современного русского общества?
6.1 Русский синхронизм
Структурная
социология исходит из принципа, что история и время – это продукты социальных
конвенций, то есть время есть конструкт, а иногда – контракт. Вечность же есть
то, что есть.
Поэтому
современное российское общество имеет в себе одновременно и сейчас все эти
описанные этажи.
И
если на поверхности – только постсоциализм, то внутри – в культуре, в
психологии, в сновидениях, в психических реакциях, в жизни и душе есть все
остальное.
И
все это пробивается с самого низа до самого верха.
6.2 Можно выстроить сводную
таблицу структурной дифференциации по этническому, социальному,
пространственому, генерационному, гендернму признакам.
Схема 10.
Синхронизм страт в современном русском обществе
Все
эти пласты принадлежат к разным эпохам, имеют разное время, разное
просттранство, существенно различаются их антропологические признаки,
психология, и режимы воображения.
Четко
представляя себя такую структуру русских пластов можно по-настоящему глубоко
понимать современное российское общество, корректно изучать его, эффективно
работать с ним.
Приложение 1.
Таблица
структурного анализа стиха (по модели Леви-Стросса).
Чудо
Субъект
место
Нао благословение
Плоды послушания
табу
Искушение
Результаты нарушения табу
Молитвы/вопросы
Творение
(Да с начала века животленнова
Сотворил Бог небо со землею)
Адам/Евва
Рай – центр мира
Заповедь жить в
светлом раю
Не вкушать с дерева
познания
Прельстила змея
нагота
-
-
Адам/Евва
Фавор-гора
-
-
-
-
-
Ко Христу (Ты Небесной Царь, Исус Христос!
Ты услышал молитву грешных раб своих)
Адам/Евва
Земля грешная,
земля русская
Отпущение Христом
копать землю копарулями
Стал сытым,
Пошли христиане
-
-
Ноев потоп
-
Древо – выпадение
Голубиной Книги
-
Сионская гора
Явление Голубиной
книги
-
-
-
-
-
Сорок царей, калик,
христиан, Волотомн Волотомонович, Давыд царь
-
-
-
-
-
-
Открой книгу прочти
откуда все произошло? Первый вопрос о генезисе Вселенной.
Давыд царь
-
Рассказ Давыда о
антропоморфном Боге и гомологии между его формой и образом мира (параллель
мир-человек)
(запрет пророкам на
грамоту)
40 царей
Волотомон-Волотомонович
Памятью ответь
(больше не просят читать книгу)
Второй вопрос об
истоках иерархии
Давыд князь
Рассказ Давыда об
иерархии и сакральной географии
Ответ
на первый вопрос. Антропоморфизм Бога – антропоморфизм мира