Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Геополитика многополярного мира: анонс семинара

12.02.2011
Геополитика многополярного мира: анонс семинараЦентр Консервативных Исследований и Кафедра социологии международных отношений представляют серию еженедельных интеллектуальных семинаров социологического факультета МГУ под руководством профессора А.Г. Дугина.

16 февраля в 16.00 состоится семинар на тему «Геополитика многополярного мира».

Прямая трансляция семинара на сайте  www.evrazia.tv.

Основной доклад на тему «Геополитика многополярного мира: теория геополитического полицентризма» сделает профессор А.Г. Дугин.

Также будут представлены следующие доклады:

· «Идеи многополярности в Восточной Европе» - аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета А.Л. Бовдунов;
· «Геокультура, коммуникации и сакральная география» - главный редактор портала «Геополитика.ру», ведущий эксперт Центра геополитических экспертиз Л.В. Савин;
· «Критика антиглобализма» - студентка МГиМО Ю.Д. Фирсова.

Тезисы доклада профессора А.Г. Дугин «Геополитика многополярного мира: теория геополитического полицентризма»:

Часть 1. Философия многополярности

  1. Для построения многополярного мира нужна новая философия. Политическая, социальная, историческая.
  2. Эта философия должна исходить из следующих фундаментальных принципов:

· социологический максимализм (холизм, Л. Дюмон), отказ от методологического индивидуализма;

· антропологический плюрализм (сколько обществ и культур, столько и определений человека), отказ от нормативизма (в частности, от концепта «прав человека», «естественных прав», «эгалитаризма»);

· плюриверсальность (С. Латуш, А. де Бенуа), отказ от универсализма;

· общество может быть только конкретным (мы-группа / они-группа, mora Самнера), отказ от концепта «абстрактного общества» как всеобщего эквивалента, образца, базовой модели;

· этносоциологизм/культурная, социальная, структурная антропология (Боас, Турнвальд, Эванс-Причард, Леви-Стросс), вместо убежденности в строгой последовательности фаз развития, обязательных для любого общества;

· реверсивность исторического процесса, против идеи прогресса;

· не-аристотелева логика (Китаро Нишидо, инь-ян, Брентано), против аристотелевской логики,

· цивилизационная феноменология (Гуссерль), против «цивилизации» в единственном числе и пары цивилизация/варварство;

· монадиальность (Лейбниц), общество как конкретная монада, против общей социологии, приписывающей свойство нормативности западноевропейским обществам;

· конкретная компаративистика против евроцентризма (как частного случая этноцентризма и имплицитного расизма).

  1. Эта философия должна быть в общих чертах создана и обрисована всеми, кто стремится к построению многополярного мира. Без неё многополярного мира не будет. У новой многополярности пока нет плана, нет идейной базы. Она должна быть.

Часть 2. Теория многополярности в контексте существующих теорий МО

1. Многополярность как теория отсутствует и в современных МО. В рамках нынешних подходов у нее нет места.

2. Основные теории МО – реализм, либерализм (идеализм), неомарксизм, а также постмодернистская критика. Реализм не подходит для теории многополярности, так как оперирует с базовой категорией национальных государств. Либерализм не подходит, так как берет за основу сближения стран западноевропейскую либерально-капиталистическую модель гражданского общества. Неомарксизм не подходит, так как рассматривает миро-систему (Валлерстайн) как глобальный капитал (богатый Запад) и глобальный труд (бедный Юг), игнорируя важнейшую для нас зону полупериферии (см. первый семинар по 4ПТ в прошлом семестре). Постмодернизм критикует реализм и либерализм в рамках общей критики Модерна, и в этом он интересен. Но позитивного сценария не предлагает, утверждая вместо «мирового порядка» (последнее слово Модерна) «мировой беспорядок» (общество риска – У. Бека, например – см. семинар по Постгеополитике первого семестра, сборник Левиафан I).

3. Теория многополярности, по сути, должна стать новой теории МО, наряду с существующими.

4. В центре теории многополярности стоит концепция Полюса. Этим полюсом является в отличие от других теорий МО не государство, не гражданское общество, не экономические категории (труд/капитал), не индивидуумы, но цивилизации, как радикально новые субъекты миропорядка. Цивилизации трансгосударственны. Их количество качественно меньше количества государств, но больше, чем 2 или даже 3. Таксономия цивилизаций может быть выстроена на двух уровнях: глобально-пространственном и локально-пространственном. Глобально-пространственный уровень можно уподобить роду. А локально-пространственный – виду. Об этом чуть подробнее в 3 части (о квадриполярности).

4. Особенности и отличия многополярной теории в сравнении с другими версиями МО таковы.

· в отличие от реалистов, она оперирует не с национальными государствами, а с цивилизациями, которые признаются в качестве главных акторов МО;

· но в согласии с реалистами, теория многополярности признает хаотическую природу МО в сфере между акторами-цивилизациями, то есть придает акторам-цивилизациям признак суверенности;

· в отличие от либерализма теория многополярности не признает либерал-капиталистической системы, как универсальной базы интеграции;

· но в согласии с идеалистами (лучше называть их так, а не либералами), допускает интеграционные процессы на основе сходства конкретных цивилизационных ценностей, однако в локальном масштабе границ этих цивилизаций (то есть в границах конкретной цивилизации могут быть и не хаотические, но рационализированные процессы интеграции);

· у неомарксистов теория многополярности отбрасывает экономический детерминизм, убежденность в том, что разделение труда и противоречия между Трудом и Капиталом являются основой миро-системы и политэкономической географии глобального мира (вместе с имплицитной убежденностью в победу интернационализма на обоих полюсах – капиталистическом (богатый Север) и пролетарском (бедный Юг), вместо этого утверждая обратимость экономико-географических процессов (см. Семинар о Валлерстайне);

· но в согласии с неомарксистами признает несправедливость существующей однополярной миросистемы (с полюсом в «богатом Севере»), отвергает ее правомочность и призывает бороться с ней;

· в отличие от постмодернистов в МО, теория многополярности отвергает перенос центра внимания к субгосударственным акторам и гражданскому обществу, гипериндивидуализацию и космополитизм, а также миксофилическую обсессию (одним словом, ультраглобализм или альтерглобализм);

· но в согласии с постмодернистами теория многополярности критикует существующие МО, основанные на принципах Модерна, метафоре государство=индивидуум.

Часть 3. Квадриполяризм и большие пространства

1. На практике многополярная теория может быть представлена через квадриполярный проект.

2. Квадриполяризм (четырехполюсный мир) представляет собой районирование земного шара на 4 зоны: Американскую, Евро-Африканскую, Евразийскую и Тихоокеанскую. Эти 4 зоны призваны к меридиональной интеграции. Они и есть 4 главных полюса, между которыми следует установить относительный политико-экономический и военно-стратегический баланс. Это 4 рода цивилизаций. 4 мета-цивилизации-геноса.

3. Каждая зона делится на виды или субзоны. Они соответствуют более строго понятию цивилизация или конкретная цивилизация. Это главные акторы многополярной теории. Выстраивание баланса между ними должно идти параллельно выстраиванию баланса между зонами-родами. Эти цивилизации-виды, цивилизации-эйдосы. Им соответствует концепт К. Шмитта «большое пространство». В данном случае «больше пространство» следует рассматривать как конкретный «пре-концепт» основы теории многополярности (см. наш семинар по Шмитту в Левиафане I)

4. В каждой зоне (полюсе квадриполяризма) можно выделить несколько цивилизаций-эйдосов.

В Американской мета-цивилизации-геносе: Североамериканскую (включая Австралию) и Латиноамериканскую (иногда в отдельное большое пространство помещают «Центральную Америку», в целом примыкающей к Южной Америке и латиноамериканской цивилизации).

В Евро-Африканской цивилизации-эйдосе: Европа (уже интегрированная), арабский мир (Арабистан) и Транссахарскую Африку.

В Евразии: Россию + страны СНГ (Евразийский Союз), страны континентального ислама (Турция, Иран, Афганистан, Пакистан), Индию.

В Тихоокеанском регионе: Китай, Японию и зону других Дальневосточных и тихоокеанских государств, так или иначе  испытывающих влияние Китайско-Японского кондоминиума.

5. Границы между метацивилизациями и цивилизациями, родами (геносами) и вилами (эйдосами) многополярного мира должны быть гибкими и допускать зоны смешанного влияния. От концепта границы-линии (Модерн и МО Модерна) переходим к границе полосе (премодерн/постмодерн).

Заключение.

Альтернативой существующему миру является только многополярный мир, описанный выше.

Начало в 16.00. Социологический факультет, ауд. 408. Для прохода необходима предварительная регистрация.

Справки по телефону (495) 939-27-45.

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения