Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Геополитика современного атлантизма: анонс семинара

07.10.2010
Геополитика современного атлантизма: анонс семинараЦентр Консервативных Исследований и Кафедра социологии международных отношений представляют серию еженедельных интеллектуальных семинаров социологического факультета МГУ под руководством профессора А.Г. Дугина.

12 октября в 19.00 состоится семинар на тему «Геополитика современного атлантизма».

Прямая трансляция семинара на сайте  www.evrazia.tv.

Основной доклад на тему «Неоатлантизм как концепт» сделает профессор А.Г. Дугин.

Также будут представлены следующие доклады:
· «Майкл Макфол: доктрина Свободы либерального ястреба» - аспирант кафедры социологии международных отношений социологического факультета МГУ Александр Бовдунов;
· «Неоатлантизм в ЕС» - главный редактор портала «Геополитика.ру», ведущий эксперт Центра геополитических экспертиз Леонид Савин;
· «Классический атлантизм американских неоконсерваторов в новых условиях» - научный сотрудник кафедры социологии международных отношений МГУ Павел Канищев.
· «Casus Buchanan: опыт палеоконсервативной критики неоконсов» - заместитель директора Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ Михаил Тюренков;
· «Неоатлантизм и Council on Foreign Relations» - научный сотрудник кафедры социологии международных отношений МГУ Дмитрий Ефремов.

Тезисы доклада профессора А.Г. Дугина:

  1. В наше время атлантистская модель геополитики эволюционирует. Можно наметить несколько форм атлантизма, совокупно составляющих неоатлантизм.
  2. Атлантизм – геополитическое понятие. Геополитика находится на пересечении политологии и социологии. В политике главное интересы. В социологии – ценности. Атлантизм состоит из политической и социологической частей. Политическая часть: стратегические интересы США и НАТО. Социологическая: распространение западных социальных (цивилизационных, ценностных) парадигм.
  3. В политике атлантизм: вступление в НАТО, партнерство с НАТО, обслуживание американских стратегических, оборонных, экономических, разведывательных интересов. Альянсы с США, помощь в противодействии странам, конфликтующим с США. Лоббирование политических и экономических интересов США.
  4. В социологии атлантизм: западные ценности, модернизация, вестернизация культуры, либерализм, демократия (гарантированно не приводящая к незападной модели общества, если есть такой риск, то либеральная диктатура), свободный рынок, индивидуализм, толерантность, человек вместо гражданина, космополитизм, смена пола, свобода передвижений, прессы, собраний, манифестаций.
  5. Неоконсерваторы продолжают классический атлантизм (синтез политики и социологии): «благая гегемония» (У. Кристол), «Империя» (Р. Каплан) и т.д. Сюда же примыкает и З. Бжезинский. Это проекция в XXI век классической англосаксонской стратегии. Не следует сбрасывать эту линию со счетов, несмотря на Обаму и упреки в «старомодности». Классический атлантизм остается основной линией американского стратегического самосознания. Он формирует основу американского «реализма» (Спикмен, Моргентау, Уолтц) и «неореализма» (Стивен Уолт, Кристофер Лайн и т.д.) Применительно к этому явлению «нео» означает лишь то, что речь идет об атлантизме применительно к политическим и социологическим условиям XXI века. Качественно же он не отличается от прежнего. Здесь преобладают геополитически оформленные интересы (США и западного мира в целом, «богатого Севера»).
  6. CFR представляет собой чаще всего завуалированный «аттенуированный» атлантизм. Наряду с «реалистами» (З. Бжезинский, Г. Киссинджер) туда входят и те, кого в IR называют «либералами». Это нюансированные атлантисты. Они предпочитают говорить не об американских интересах, но о либеральных ценностях, продвижении демократии, правах человека, модернизации. Здесь преобладает акцент на ценности (социология на первом плане, политика и стратегия – на втором). Продвигая западные ценности (подаваемые как универсальные) «аттенуированные» атлантисты часто говорят о «международном терроризме» и «глобальной безопасности».
  7. Чистый глобализм призывает мыслить мир за пределами национальных государств, геополитических принципов (Суша/Море) и цивилизаций. Миро-система Валлерстайна и неомарксизм – разновидность глобализационного взгляда. Здесь атлантизм еще глубже, нежели в случае «аттенуированного» атлантизма. Речь уже не идет о пролиферации глобальных ценностей (корректный анализ которых мгновенно привел бы нас к атлантизму), но о «человечестве» и его проблемах. Здесь социологическая составляющая преобладает, а ясного политико-стратегического анализа мы найти не можем. Глобализм –  второй этаж надстройки над собственно атлантизмом: первый этаж «либеральная» тенденция в IR.
  8. Чистый глобализм призывает отказаться от национального в пользу наднационального, не уточняя, что этим наднациональным на практике будет «нечто западное» (а отнюдь не «общечеловеческое»). Отказ от национального – жест конкретный, а то, в пользу чего этот отказ осуществляется, подается крайне расплывчато. Глобализм редко, почти никогда, не заявляет открыто о своей атлантистской природе и структуре.
  9. Геополитический анализ глобализма осуществляется в два этапа. Берем повестку дня глобализации и глобализма, и анализируем ее контент с точки зрения социологических и ценностных парадигм. Обнаруживаем систему нормативов, напрямую вытекающих не из «человеческого» масштаба, а из планетарной проекции сугубо западных ценностей, критериев и норм (в антропологии, политике, экономике). Тем самым мы пришли к «аттенуированному» атлантизму. Второй этап: возведение «аттенуированного» атлантизма к прямолинейному атлантизму, в чистом виде, воплощенном в хард-кор империалистической американоцентристской модели. Анализ завершен.
  10. Критическая геополитика / геополитика Постмодерна (об этом шла речь на одном из предшествующих семинаров) предлагает отбросить дуальную геополитику и перейти к «внутренней геополитике». По сути, тем самым они продвигают только складывающийся глобализм как уже сложившийся и разрушают теоретическую основу многополярности. Критическая геополитика есть субпродукт глобализма.
  11. Итог. Неоатлантизм складывается из апгрейда классического атлантизма, либерализма и социологического западничества (модернизация, развитие) и собственно глобализма. Первый этаж откровенный, второй более скрытый, третий еще более скрытый.
  12. Для корректного анализа международных отношений эту структуру неоатлантизма необходимо учитывать и уметь делать корректную интерпретацию любого международного события, конфликта, договоров с использованием концепта «неоатлантизм».
  13. Применительно к России. Эпоха Козырева – чистый неоатлантизм, позднее «аттенуированный» и «глобализм». Путин – «мюнхенская речь» и другие жесты – заявки на не-атлантизм (многополярность, евразийство). а  Медведев снов возврат к глобализму и «аттенуированному» атлантизму.
Начало в 19.00. Социологический факультет, ауд. 408. Для прохода необходима предварительная регистрация.

Справки по телефону (495) 939-27-45.

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения