Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Социогенетические и политэкономические корни России как общества, страны, государства

15.05.2009

Владимир ПутинВ Центре проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования, действующем под научным руководством президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, состоялась конференция на тему «Цивилизационный контекст и ценностные основания российской политики». Вопрос, поставленный на обсуждение, звучал так: «Россия и Запад: что разделяет?». В конференции приняли участие ведущие представители научного и политического экспертного сообщества России. В качестве основного докладчика на мероприятии выступил руководитель Центра консервативных исследований, профессор МГУ Александр Дугин. По его мнению, нынешний политический режим в России ждет крах, если он не начнет действовать в соответствии социогенетическими и политэкономическими константами русского народа. 

 

1. Константы и переменные

Россия состоит из следующих уровней:

• этносы (славянское ядро – константа + неславянские  этнические меньшинства -- переменные) складываются в народ (константа),
• народ (константа) производит государство (переменная),
• государство (переменная) становится цивилизацией (константа),
• цивилизация (константа) формирует общество (переменная).

Мы имеем набор констант и набор переменных. Константы и есть корни, которые растут всегда.
Можно свести логические синтагмы российского социогенеза к двум рядам парадигм.

2. Пояснения о константах

Народ есть исторический субъект, в нем корень преемственности. Только наличие народа как константы делает возможной историю (в противном случае не ясно, с кем происходит то, что происходит). Народ имеет ядро (этническую константу) и периферию (этнические переменные). Фиксация культурного типа народа в диалоге с внешними и внутренними дифференциалами (международный контекст и этническое многообразие) дает цивилизацию (неизменный набор основных ценностей – в частности, коллективный характер социальной и политической антропологии, созерцательность, метафора семьи, мессианство и т.д., различимые на всех этапах русской истории). Ее тип – евразийский (и по внешним признакам – Россия находится географически между Европой и Азией, и по внутренним, - сочетания европейского и азиатского стиля внутри народа).

Это корни.

3. Пояснения о переменных

Этнические меньшинства в России меняются. Одни приходят, другие уходят. Третьи помышляют о том, как выйти. Поэтому они переменные. Постоянно только славянское ядро. Но и оно было расколото в эпоху орды, и с XIV века новым ядром  стали великороссы (ранее были все восточные славяне под властью Рюриковичей и бояр из княжеских дружин). Западная часть, ранее входившая в ядро, отпала и стала частью Руси Литовской (ее последние отголоски сегодня мы видим в Украине и, частично, в Беларуси). К этому ядру переменные прикреплялись и сверху (элиты – поочередно норманы, татары, немцы, евреи) и снизу (начиная с финно-угров и ославяненных тюрок – бродники, северяне, заканчивая кавказскими, поволжскими и сибирскими этносами).

Государство за тысячу лет не раз меняло и свое название, и свою идеологию, и свои границы, и свое содержание, и свою политическую систему, и свой экономический уклад, и свою правовую модель.

Государственность была постоянно, государство же менялось. Всякий раз государство заново запускал народ. Он есть воплощение государственности, но не государства. Государство есть продукт отчуждения от народа. Это механическая модель, надстраиваемая над органическим целым.

Каждое новое созданное народом (константа) государство (от Киевской Руси до современной РФ) проецировало (назад) на народ нормативную модель на основе своих представлений о том, каким оно хотело видеть образцовое устройство. Это и есть общество (социум). Общество есть продукт проекции государством на народ нормативного императива. Общество всегда отчасти народно (спонтанно, органично – и в этом постоянно), отчасти государственно (искусственно, механично – и в этом переменчиво).

Переменные представляют собой крону, меняющуюся от сезона к сезону.

4. Цикл переменных: версии Государства

Государство (переменная) менялось по цепочке исторических трансформаций:

Киевская Русь (приход аллогенной элиты - интеграция восточно-славянских и финно-угорских племен – принятие христианства, централизация) – удельная Русь (дезинтеграция на княжества, децентрализация) – вхождение в Орду (татарская элита - продолжение раздробленности - постепенный подъем Москвы) – Московская Русь (русская монархически религиозная элита - Святая Русь, Третий Рим – пик исторического самосознания) – реформы Петра (германская элита - светская Российская Империя  – империализм - колонизация) – СССР (еврейская элита - советская идея – экспорт коммунизма в планетарном масштабе) – РФ (невнятная советско-русско-еврейская элита – утрата мирового и регионального влияния – либеральная демократия).

5. Цикл переменных: версии общества

Общество (переменная) менялось по исторической цепочке:

Свободные славянские общины – закрепощаемые княжеской властью свободные славянские общины, с постепенно возрастающим осознанием народного единства  – закрепощаемые славянские общины, в процессе христианизации и воцерковления все более сознательные в отношении народной и религиозной миссии – перенимающие некоторые ордынские социальные институты (организация общества, как войска) закрепощаемые славянские общины, сплоченные православием и ностальгией по потерянной государственной независимости (суверенитету)  – тотальное общество с преобладанием крестьян с ориентацией на тягловый идеал всеобщего спасения через религию и государство с яркими мессианскими чертами – жестко сословное общество светского образца, лишенное религиозной миссии, с четким выделением социального типа элиты и социального типа массы окончательно закрепощенных (несвободных) крестьян (вплоть до различия языка, обычаев, формы одежды и т.д.) – советское общество, основанное на идеалах равенства, интернационализма, коммунистического мессианства, тоталитарное и мобилизованное – либерально-демократическое общество, индивидуализированное, расслабленное, вестернизированное, лишенное цели и смысла, ориентированное на личную карьеру, комфорт и материальное благополучие.

6. Политэкономические формы

Политэкономические формы соответствовали каждому из изданий общества и являлись эпифеноменом социальной структуры. Государство есть средоточие политики. Оно же влияет в огромной степени на регламентацию экономических процессов. Но часть политической воли сосредоточена в обществе, которое и является главным экономическим фактором. Поэтому экономические периоды русской истории являются функциями от государственных и социальных периодов, а не чем-то самостоятельным. Марксистский детерминизм смены формаций к русской истории абсолютно неприменим, а продолжение по инерции привлекать его для исторического анализа совершенно иррелевантно и анахронично (ненаучно).

Необходимо поставить во главу угла и сделать приоритетным социологический подход к истории.

7. Современный период и будущее

На данном историческом этапе происходит становление и закрепление нового типа государства  – либерально-демократического, современного западного образца  – и искусственная конструкция со стороны государства нового типа общества – гражданского, либерального, индивидуалистического, гедонистического, эгоистического и потребительского по западному образцу. Народ с его этническими составляющими государство стремится превратить в буржуазную нацию, то есть в однородную массу, объединенную гражданством, правом и соучастием в общем полит-экономическом процессе.

Такой тип государственности и социальности входит в противоречие с константами русской истории – с народом, его русским ядром, с русской цивилизацией, основанной на несовместимой, контрарной ценностной системе. На предыдущих этапах истории такие попытки навязать народу тип общества, полностью противоположный его структуре, предпринимались только в периоды Смутного времени и заканчивались либо постепенным возвратом к константам, либо коллапсом государственности и началом нового цикла. Однако длительность провальных экспериментов правящих государственных элит над народом заведомо определить невозможно. Смутное время длилось 15 лет (1598-1613), постпетровское правление не обрусевших европейцев - около ста лет, Февральская революция продержалась полгода. Российская Федерация подходит ко второму десятку. Очевидно одно, либо этот режим переродится (как не раз бывало у истории) и обрусеет, либо он рухнет, и на его место придет что-то другое, более соответствующее социогенетическим и политэкономическим константам.
 
< Пред.   След. >
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения