Социологическая школа

Лето 2009 "Do Kamo" Осень 2009 "Социология русского общества" biblioteque.gif

Ссылки

Фонд Питирима Сорокина Социологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова Геополитика Арктогея Русская Вещь Евразийское движение

ЦКИ в Твиттере ЦКИ в Живом Журнале Русский обозреватель

Баланс американской гегемонии: анонс семинара

10.05.2011
Баланс американской гегемонии: анонс семинараЦентр Консервативных Исследований и Кафедра социологии международных отношений представляют серию еженедельных интеллектуальных семинаров социологического факультета МГУ под руководством профессора А.Г. Дугина.

11 мая в 16.00 состоится семинар на тему «Баланс американской гегемонии: reality check по ту сторону глобалистских, либеральных и антиамериканских мифов».

Прямая трансляция семинара на сайте  www.evrazia.tv.

Основной доклад на тему «Понять американскую Империю» сделает профессор А.Г. Дугин.

Также будут представлены следующие доклады:

· «Война и smart power в геополитике США» - главный редактор портала «Геополитика.ру»  и журнала «Геополитика» Л.В. Савин;

· «Концепция постоянного конфликта Ральфа Петерса» - аспирант кафедры социологии международных отношений А.Л. Бовдунов;

· «США и постсоветское пространство: программа "Восточное партнёрство" для Белоруссии» - главный редактор белорусского научного журнала "Новая экономика" С.А. Шиптенко;

· «Англосфера и Русский мир: филология и война» - аналитик портала «Геополитика.ру» В.А. Гулевич.

Тезисы доклада профессора А.Г. Дугина «Понять американскую Империю»:

Часть 1. Классический вектор американского империализма

Manifest Destiny является классической моделью американского империализма, который может быть прослежен от доктрины Монро до 14 пунктов Вудро Вильсона.
Путь от «Мэй флауер» до PNAC – это прямая линия специфического империализма.
Геополитика американской истории идет рука об руку с идеологической  эволюцией основных базовых принципов либерализма. Либерал-мессианство – свобода и ее аватары как глобальная ось американской истории.
Сегодня (PNAC или нет) мы имеем дело с кульминационным моментом. Конечно, США сегодня испытывает трудности, но общая установка на логику мессианского либерализма не может быть отменена. Это нереалистично.
Исторически момент для США сегодня зафиксировать свой триумф.
Проблема американское и универсальное (как универсальное) должна быть решена.

Часть 2. Империя?

Американская идея осмысляется рядом авторов как Империя. Таковы Негри/Хардт,  Ален Сораль и т.д. Неоконсы в свою очередь принимают на себя статус носителей Империи.
Вопрос: имеем ли мы дело с Империей?
Империя –  это порядок, универсальный сценарий и модель организации власти. Имеем ли мы его в современной американской гегемонии?
Вопрос не простой. Смысл этого в следующем: являются ли США носителями полноценной версии мирового порядка, который мог бы быть универсальным (не смотря на те претензии, которые мы могли бы ему предъявить – это в данном случае вообще не имеет значения) или не являются.
И да и нет.
Да, поскольку либеральное мессианство предполагает определенную ценностно-властную систему, включая экономику как ее концентрированное выражение.
Нет, поскольку мы замечаем на практике, что либеральное мессианство входит в соприкосновение с социальными формами, никак не подлежащими переводу в либерал-мессианскую структуру в обществах незападного типа, где оно либо отвергается, либо трансформируется до неузнаваемости. И в этом случае возникает не порядок, но хаос.
Измерим масштабность этого хаоса. Можно воспринять его как переход к либеральному порядку. Так звучит оптимистическая версия американского либерального империализма. Но этот оптимизм, популярный в 90-е годы прошлого века, сегодня практически сошел на нет даже у его самых ярких апологетов (Фукуяма). Практически все, кроме самых плоских пропагандистов  НМП, склоняются к тому, что хаос (по крайней мере, в половине политического пространства мира, а демографически и того больше) как минимум по масштабности равновелик порядку. И очень силен.
Это значит, что Империя имеет дело с довольно солидно представленной на планетарном уровне Не-Империей. Эта Не-Империя представляет собой не какую-то четкую идеолого-политическую и социально-экономическую инициативу (как в двухполярном мире), но именно  не-порядок, сбой программы.
Интересно, что в нашем случае структура Империи такова, что не противостоит хаосу, а продуцирует его. Как так?  Как может порядок провоцировать хаос? В нашем случае может. Это вытекает из природы того порядка, который несет в себе Империя. Тут Негри и Хардт отчасти правы. Американский порядок основан на абсолютизации методологического индивидуализма (Л.Дюмон). И в англосаксонских странах (частично, в Европе в целом), it works. Это работает, так как структура англосаксонского (то есть германского в своем типе) индивидуума достаточно упорядочена для того, чтобы быть опорой порядка. Разрушая социальность как холизм, англосаксонский либерализм не разрушает общество, воссоздаваемое атомизированными индивидуумами как их проекцией.  Это и есть парадигмы нынешней Империи. Нынешняя Империя есть Империя, основанная на индивидууме. Это Империя индивидуальной свободы. Ее порядок  есть индивидуализированная воля к власти.
А в чем правы Негри и Хардт? В том, что либеральная Империя сама несет в себе принцип самоликвидации, так как принцип свободы и индивидуализации подтачивает основы порядка как такового. Эта самоликвидация проявляет себя в двух формах – во-первых, в проекции либеральных принципов на не-западный мир, где индивидуум призрачен, а реальное разрушение социальной когезии ведет не к индивидууму и уж точно не к упорядоченному индивидууму англосаксонского (западно-европейского образца); а во-вторых, свобода индивидуума в самом западном мире и даже англосаксонском легко может перейти к ли-ли (liberalisme libertaire), то есть к дивидуализации индивидуума и постмодернистскому горизонту ризомы и шизомасс. В обоих welcome to chaos.  То есть Империя сегодня такова, что сама продуцирует хаос, эмулирует хаос.

Часть 3. Хаорд


Поэтому мы имеем дело с очень интересной ситуацией: в новой ситуации Империя (как универсальны порядок) не противостоит хаосу (как беспорядку – локальному скорее всего, но возможно, локально тотальному), но генерирует его. Это концепт Risiko-Geselschaft (общество риска) У.Бека и Э.Гидденса.
При этом Империя, генерируя хаос, тщательно заботится о том, чтобы кроме самой Империи никакого порядка не было. Остатки не либерал-мессианского (американского) порядка безжалостно истребляются. Поэтому Империя предполагает особый хаотический порядок, тот самый хаорд (о котором писал создатель платежной системы Виза).
Хаорд или хаосмос Делеза и американская Империя –  не противоположности. Это одно и то же.
Обама есть воплощение хаорда. Он лауреат Нобелевской премии мира, но ведет три агрессивные завоевательные войны. Черный хаот мягкого империализма.
Американская Империя строится не старой логике – центр (метрополия) и колонии/сателлиты. Сателлит предполагает фрагмент порядка (локального), во главе которого стоит лояльное метрополии руководство (марионетки, сатрапы). Это классическая Империя. Нынешняя Империя не такова. Она идет против локального порядка как такового, ей не достаточно иметь лояльную колониальную администрацию. И это принципиально.
Революции в арабском мире – поворотный пункт в становлении Империи. Империя начинает ликвидировать свои колониальные конструкты и приступает к демонтажу локальных сателлитных порядков. Каковы эти порядки? Они не-хаотичны, недостаточно хаотичны. Они проамериканские, но не глубоко. А надо глубоко, по крайней мере глубже. Это концепт «углубления демократии» или «демократия вглубь». Речь идет о корневой имплементации хаорда.
Хаорд есть параноидальная модель гибкой эффективности с обратной связью. Принцип it works становится глобальной обсессией. Чтобы «оно работало» можно поступиться всем, в том числе и индивидуумом. И теперь уже совсем не важно, кто и что такое это «оно», которое должно «работать». Лишь бы работало.
Хаорд предполагает не победы, но перманентизацию войн. Войны хаоса должны быть локальными, спонтанными и непрерывными. Прекращаясь в одном месте, они вспыхивают в другом. Вся планета является внутренним полем, а значит, все войны становятся гражданскими.

Часть 4. Новая концепция власти

Новый концепт планетарной власти Империи – это власть безсубъектная. Власть есть, а властителей нет. Это лента Мебиуса восстания элит (К.Лэш), в поисках централа власти и локализации ее диспозитива мы движемся внутри и вовне этой ленты, не находя ничего.  The power is out there, перефразируя слоган X-files.
Власть становится делокализованной, элиты меняют ориентацию с вертикальной на горизонтальную. Власть находится не в центре, а вне центра, она отныне эксцентрична. Вспомним Potestas directa и potestas indirecta К.Шмитта. Сегодня вся власть становится indirecta. Вся власть становится касательной. Она реализуется через контроль за начальными условиями, а это и есть определение хаоса – чувствительность системы к начальным условиям. Финальная фаза динамической системы конституируется заведомо и управляется аттрактором. Аттрактор является странным.
Новая мировая система есть система хаотическая, сосредоточенная на конфигурации странного аттрактора. Любые попытки реструктурировать глобальную модель МО на старой (традиционной или модернистской)  модели будет провалена. Можно бороться с хаосом (во имя порядка), с порядком во имя другого порядка или с порядком во имя хаоса. Но как бороться с хаордом? Как задеть эксцентричную по определению власть, лежащую всегда по касательной? Принцип власти в Империи не в его спрятанности, но в его отсутствии.
Хаорд не подлежит критике или альтернативизации, поскольку он несет собственное отрицание в самом себе. Утверждаем ли мы хаорд или отрицаем его, обе операции усиливают его власть.
Хаорд представляет себе не как принуждение или норматив, но как сервис, который можно выбрать. А можно ли его не выбирать? Можно, но это не модно. А то, что не модно, то никому не интересно и не нужно. Значит, этот сервис нельзя не выбрать.
Американская гегемония сегодня представляет себя как безальтернативное удобство везде наличествующего планетарного сервиса.  Бомбежки Триполи надо воспринимать как обеспечение услуг клиенту.

Часть 5. Нелинейная Америка и геометрия нового антиамериканизма

Новый антиамериканизм должен учитывать эволюцию структуры Империи. Вот почему прежде всего необходимо (вслед за Аленом Соралем) «Понять Империю».
Для того чтобы антиамериканизм сработал (would work), мы должны прежде понять новую геометрию господства и структуру хаорда. Имея дело с хаосмосом, и в том числе с «осмозом», проникновением «веществ» сквозь непроницаемые ранее границы обществ, например, информации и ее лучей, мы оказываемся в контексте новой топологии. Нравится ли нам эта топология или нет, не имеет значения. Имеет значение, понимаем ли мы ее или нет.
В США есть многие, кто искренне скажут – такая Америка есть нечто чудовищное, и нам самим она совсем не нравится. Забыли вас спросить. Искренность как раз не имеет никакого значения. Америка не может не быть глобальной. Все остальное давно проехали, тот, кто этого не понимает, может отдыхать (или это сознательная дезинформация). Мы имеем дело только с глобальной Америкой как с планетарным обществом риска. Даже если сегодня это все еще не совсем так, завтра точно так. Завтра практически наступило.
Новый американизм (Империя) требует нового антиамериканизма. Его геометрия не ясна. Мы должны строить альтернативу не стране, не идеологии, не ценностной системе, не классу, но тренду, бифуркационным скачкам, хаотическим процессам. Мы имеем дело с фрактальной системой МО, и если она нас не устраивает, нам надо мыслить альтернативу с опорой на фракталы, суперструны или теорию катастроф. Глобальная Империя комплексна и процессы в ней нелинейны. Нелинейная Америка.
Новый антиамериканизм должен быть постмодернистским, нелинейным и комплексным. Он должен быть эффективным. Возможно, он должен быть локальным, не строить нормативных проектов, не защищать старый порядок и старые порядки, использовать окна возможностей, какие только представляются. Еще, возможно, он должен быть целиком деструктивным и уж как минимум целиком деконструктивным.
Он должен быть модным.

Начало в 16.00. Социологический факультет, ауд. 226. Для прохода необходима предварительная регистрация.

Справки по телефону 939-27-45

 

 
< Пред.   След. >
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 5 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 6 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 7 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 8 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 9 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99
 
 



Книги

«Радикальный субъект и его дубль»

Эволюция парадигмальных оснований науки

Сетевые войны: угроза нового поколения